Теории социального поведения


Первые социально-психологические теории: «Психология народов», «Психология масс», «Теория инстинктов социального поведения». ПСИХОЛОГИЯ НАРОДОВ В XIX. Лацарус и языковед Штейнталь в 1859 г. Индивидуальное сознание есть лишь его продукт. Задача СΨ — познать сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа. Эти идеи получили развитие в работах Вундта: психология должна состоять из двух частей: физиологической психологии экспериментальная дисциплина и психологии народов описательная дисциплина — анализ продуктов культуры: языка, мифов, обычаев, искусства не претендует на открытие законов. В России данную теорию развивал лингвист Основная идея концепции — психология сталкивается с феноменами, которые имеют корни не в индивидуальном сознании, а в сознании народа. Существует нечто, характеризующее психологию группы, индивидуальное сознание в определенной степени задается ею. Поэтому должен быть специальный раздел психологии, который будет заниматься данными проблемами, применяя особые методы. ПСИХОЛОГИЯ МАСС Конец XIX. В основу теории положены идеи французского социолога и криминалиста Габриэля Тарда «Общественное мнение и толпа» о роли иррациональных моментов и подражания в социальном поведении, а ее непосредственными создателями были итальянский юрист Опыт коллективной психологии" и французский социолог Гюстав Лебон «Психология народов и масс», «Психология социализма». Лебон: всякое скопление людей представляет собой «массу». Типичными чертами поведения человека в массе являются: обезличивание — господство импульсивных, инстинктивных реакций; резкое преобладание роли чувств над интеллектом, что приводит к подверженности различным влияниям, отказу от логики; утрата личной ответственности приводит к отсутствию контроля над страстями. Вывод: масса всегда по своей природе неупорядочена, хаотична, поэтому ей нужен «вождь», роль которого может выполнять «элита». Лебон интерпретирует революционное движение как иррациональное движение масс. ТЕОРИЯ ИНСТИНКТОВ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В 1908 г. Мак­дугалла «Введение в социальную психологию», где он излагал свою «целевую» или «гормическую» теорию от др. «гормэ» — стремление, желание, порыв. Основной тезис: движущей силой социального поведения человека являются его врожденные инстинкты гормэ. Из инстинктов выводятся все социальные институты: семья, торговля, различные общественные процессы, война. В том же 1908 году в США вышла книга социолога Поэтому 1908 год нередко называют годом рождения СΨ. Несмотря на все свои недостатки и слабую эмпирическую базу, эти первые СΨ-ие концепции выполнили важную функцию — социальная психология была «заявлена» как самостоятельная дисциплина, имеющая право на существование. Теперь она нуждалась в подведении под нее экспериментальной базы. С начала XX. Программу развития СΨ в экспериментальную дисциплину в Европе предложил Мёде, в США — В США прикладные СΨ—е исследования стимулировались стремительными социально-экономическими процессами. Развитие СΨ опиралось на основные подходы в общей Ψ: психоанализ, бихевиоризм и гештальт-теорию. Главным объектом исследования стала малая группа, где применение экспериментальных методик наиболее продуктивно. Однако, увлечение экспериментом привело к одностороннему развитию науки — утрате интереса к теории. Из анализа оказалась практически исключенной психология массовых процессов. Это привело к тому, что начиная с 50-х гг. В настоящее время наблюдается оживление интереса к теоретическому знанию.

Смотрите также:



Коментарии: